Процессы системы менеджмента качества (СМК) – это последовательность действий, которые являются реально совершаемыми и логически завершенными. Данные процессы являются основной составляющей системы организации.
Разновидности процессов СМК
Разновидности процессов СМК
Для управления процессами СМК необходимо различать их виды. Они делятся на три группы:
- Основные. Представляют собой совокупную последовательность действий, которые направлены на преобразование требований клиента в конечный продукт, ценный для потребителя. В качестве примеров выступают процессы по обработке заказов, выпуску продукции.
- Вспомогательные. Эти бизнес-процессы системы менеджмента качества отличаются от предыдущих тем, что преобразуют полученные на входе ресурсы в продукты, которые имеют ценность исключительно для внутреннего потребителя. Примеры подобных процессов СМК – управление оборудованием и персоналом.
- Управленческие. Предназначены для улучшения и развития организации. Пример процессов СМК, направленных на управление предприятием – анализ данных, планирование, внутренний аудит.
Без управления не может существовать ни одна система менеджмента качества, поэтому управляющие бизнес-процессы являются необходимыми.
Особенности процессов СМК
Особенности моделирования бизнес-процессов систем менеджмента качества
Управление процессом СМК имеет свои особенности. Каждый из процессов имеет:
- Конкретную цель, которая подчиняется общей цели компании;
- Владельца. Он управляет ресурсами и исполнением бизнес-процесса. Требования к владельцу – наличие определенных навыков и полномочий, понимание функционирования процесса, своевременная оценка риска процедур;
- Вход: объекты, которые преобразуются процессами СМК;
- Выходы – результаты преобразования входных объектов;
- Ресурсы. Представляют собой средства, которые помогают преобразовать входы в выходы;
- Система контроля процедур, которая оценивает качество и риски процессов СМК, а также позволяет исправлять выявленные ошибки.
Управление процессом систем менеджмента качества обязательно включает в себя сбор информации о важных данных, которые влияют на работу системы менеджмента качества:
- достижение целей;
- удовлетворенность потребителей;
- мониторинг показателей процессов и процедур;
- мониторинг внешней среды, состояния рынка и протекающих экономических процессов, оценка рисков.