Согласно исследованиям, 8 из 10 менеджеров недовольны действующей в их компании системой оценки деятельности работников. Сделать оценку работы всех сотрудников более точной и показательной помогает разработка системы KPI и ее внедрение в работу организации.
Возможно будет интересно: внедрение и разработка системы KPI
Содержание:
KPI – аббревиатура слов Key Performance Indicators, или ключевые показатели результативности. Разработка и использование этой системы помогает работодателям оценивать эффективность деятельности работников. Ключевые коэффициенты системы привязывают к определенным индикаторам бизнеса: доходности, рентабельности.
Разработка системы KPI в организации позволяет контролировать деловую активность отдельных сотрудников, подразделений, компании в целом. Благодаря разработке системы оценки ключевых показателей результатов деятельности можно вывести предприятие на новый уровень.
Цели разработки системы KPI для предприятий:
В результате разработки и применения ключевых показателей можно создать эффективную систему мотивации, которая будет стимулировать работников компании выполнять и перевыполнять заданный план. Применение системы оправданно для работников, деятельность которых определяет финансово-экономические показатели фирмы.
Показатели KPI в торговле и других сферах можно разделить на несколько категорий:
В зависимости от сферы деятельности предприятия выбираются ключевые показатели эффективности. Примеры наиболее часто встречающихся KPI приведены в таблице ниже.
Вид KPI | Информация, которую отражает KPI |
Результата | Количество, качество результатов |
Затрат | Затраченные ресурсы |
Функционирования | Соответствие процесса заданному алгоритму выполнения |
Производительности | Отношение результата к затраченному времени |
Эффективности | Отношение результата к затраченным ресурсам |
Повышение эффективности работы, улучшение мотивации сотрудников, увеличение прибыли – всего этого поможет добиться разработка и внедрение KPI. Как рассчитать ключевые показатели системы, описано ниже.
Формула расчета KPI:
Индекс KPI = ((Факт – База) / (Норма – База)) * 100%.
Прежде чем начинать разработку системы KPI, необходимо задать три уровня эффективности:
Фактические значения эффективности работы оцениваются после окончания отчетного периода (квартала или месяца). После оценки рассчитывается KPI, формула которого выглядит так:
Формула KPI
Результат расчета отражает, насколько выполнена норма. При фактической результативности ниже нормы результат менее 100%, при перевыполнении нормы – более 100%. KPI сотрудника определяет его рейтинг: частные результаты умножают на вес KPI и складывают. В результате выходит средневзрешенный коэффициент результативности, который показывает общую эффективность работника за конкретный период.
Полученную оценку связывают с величиной премии. Переменная часть заработной платы позволяет стимулировать трудовую активность и побуждать достигать сверхнормативных результатов. Важно, чтобы у персонала оставалась постоянная часть зарплаты, которую он получает при выполнении нормы.
Разработка и применение KPI возможно в сфере торговли в продажи, а также для многих других видов бизнеса.
Первый способ использования KPI для мотивации персонала заключается в том, что премия является определенным процентом от должностного оклада. Рассчитывается она по следующей формуле:
Формула KPI для мотивации персонала
Применять данную формулу можно только по отношению к сотрудникам, которые показали коэффициент эффективности более 100%. Остальным работникам премия не начисляется.
Величина переменной части оклада ограничивается фондом премирования.
Во втором случае KPI (расшифровка аббревиатуры приведена в начале статьи) рассчитывается как сумма премий. Каждая премия рассчитывается индивидуально по отдельным KPI.
При известном размере фонда премирования выполняется разработка максимального размера премии по KPI, учитывая их веса:
Формула расчета максимального размера премии
После этого рассчитывается величина фактической премии:
Формула расчета фактической премии
Применять формулу, пример которой приведен выше, можно только для работников, у которых «фактами» выше «нормы» — иначе премия не начисляется. Отдельные премии потом складываются для расчета общей премии.
Формула расчета общей премии
Первый вариант применения KPI в торговле и продажах является более жестким, второй – более демократичным.
Теперь вы знаете, что такое KPI в продажах, и можете эффективно применять ключевые показатели для развития своего бизнеса.
ЗАКАЗАТЬ ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК
ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ
ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ